«Вы, может быть, уже догадались.
Все дело — в руках, которые способны вызывать силу специй.
Это должны быть, как говорят, руки человека со светлыми помыслами.»
«Принцесса специй», Читра Дивакаруни

Перепетии путей истории неизменно связаны с качеством нашей человеческой натуры — жаждой обладания… чем угодно. Не зря говорят: жажда духовного озарения, жажда знаний и странствий. Кого-то иссушает любовная жажда, ослепляет жажда злата, да мало ли что… В чем-то больше, в чем-то меньше, но желания наши подталкивают нас и не дают застыть на месте. Расплетать эту мысль можно в каком угодно направлении, но так или иначе, за любым нашим поступком лежат наши желания.

Ничто за всю историю человечества не обсуждалось с таким неподдельным интересом, живостью и страстностью, ничто так не поглощало внимание как специи и пряности.  Как известно, были времена, когда гвоздика, мускатный орех, корица и прочие экзотические пряности ценились на вес золота. Благодаря пряностям правители возносились на недосягаемые высоты могущества, деля между собой «пряный» мир, рискуя и, наверное, наслаждаясь этим «ароматным» вихрем роскоши и власти. Благодаря пряностям совершаются Великие географические открытия, безбоязненно говорится о том, что Земля все же круглая, и шепотом, с опаской, «что она, наверное, и вертится».

Благодаря пряностям подтверждается, что «Запад – есть Запад, а Восток – есть Восток», но они все же встречаются, и не мимоходом, а в душевной застольной беседе!

Зачастую это встреча несколько иная –  капля экзотического эликсира красоты в редчайшем косметическом средстве, приготовленном доверенным аптекарем, дабы удержать молодость и неувядающую прелесть знатной красавицы. Тайны врачевания, приготовление чудодейственных исцеляющих настоев неизменно требуют редких заморских пряностей.

Пряности вовлечены во всевозможные интриги и тайны. Истории, с ними связанные, полны магии, суеверий, любовных страстей и тайн государственных, возвышенного благородства и виртуозного мошенничества.

Индусы верят, что истинно природные специи, как и драгоценные камни «чистой воды», способны оберегать и помогать, предупреждать несчастья, «расцвечивать черную полосу жизни», исцелять и даровать благополучие в настоящей жизни и в будущем — «стереть кармические тени», «прояснить зеркало кармы».

Общепризнано мнение, что человек начал пользоваться специями намного раньше, чем солью. Это вполне возможно, учитывая тот факт, что различные пряные растения можно найти повсеместно, а соль на «каждом шагу» не встретишь.

Как пишет Х.Н. Ридли в первом предложении своей книги о пряностях : «среди всех растительных продуктов, история выращивания и использования пряностей, вероятно является самой увлекательной и романтичной».

Большинство специй и пряностей были издавна известны жителям Индии и Юго-восточной Азии, которые употребляли их, чтобы придать различные вкусы и разнообразие блюдам из бобовых и риса. Ф. Розенгартен (1969) отмечает, что известные сегодня всему миру черный перец, корица, куркума, кардамон и другие специи использовались в Индии на протяжении тысяч лет. При раскопках в долине реки Инд были найдены пряности, которые использовались людьми, жившими еще в 3 тысячелетии до нашей эры, когда даже самые обычные повседневные занятия соотносились с законами Аюрведы, и люди существовали в гармонии с Вселенскими законами и Природой. Названия пряностей также упоминаются в Чарака Самхите и Шушрута Самхите, древнейших Аюрведических трактатах, возраст которых исчисляется в более чем 5000 лет.

Трактаты с описанием и исследованием свойств специй и лекарственных трав можно отнести к самым ранним рукописным работам на Земле. Указания о приготовлении лекарств на основе растений (в том числе специй) содержаться в Египетских папирусах, возраст которых исчисляется 2000 годами до нашей эры и которые, по всей видимости, являются копиями других авторитетных источников, составленных веками раньше. В древние и средние века ценность специй и пряностей была так велика, что их часто приравнивали к золоту и драгоценным камням. Так, например, в библейском Паралипоменоне II (9:1 англ. издания) говорится: «когда Царица Шебы посетила Царя Соломона в 992 веке до н.э., она явилась в сопровождении огромной свиты, с верблюжьим караваном, груженым пряностями, золотом и драгоценными камнями. И одарила она царя 120 талантами золота, множеством пряностей и драгоценных камней: и не было такой пряности, которую Царица Шебы не преподнесла Царю Соломону».

Древние Греки и римляне закупали в Индии огромное количество черного перца, корицы и имбиря, со Среднего Востока они получали асафетиду, а из Малой Азии — шафран. Караваны с пряностями, двигавшиеся со стороны Персидского залива и Красного моря через Аравию, стекались в финикийский город Тир, на восточном побережье Средиземного моря, отсюда их по морю вывозили во все остальные города Средиземноморья.

После захвата Тира войсками Александра Македонского в 332 году до н.э. мировой столицей торговли восточными специями и другими товарами стала Александрия. Приобретение пряностей в древнем Риме составляло одну из важнейших статей расходов: ценились они чрезвычайно высоко. Римский историк Плиний сетовал, что ежегодно на экзотические ароматные снадобья тратится до 50 миллионов сестерций (около 4 миллионов рублей золотом) и что пряности продаются на рынках Империи в 100 раз дороже  их первоначальной стоимости.

О пряностях также не раз упоминали в своих трудах и греки: Гиппократ (460-357 до н.э.), Теофрастус (372-287 до н.э), и Диоскоридис (40-90 н.э). О последнем стоит упомянуть особо: Диоскоридис будучи врачом римской армии в Азии оставил нам сочинение “De Materia Medica” («О лекарственных веществах»), которое вплоть до эпохи Ренессанса оставалось основой медицинской практики в Европе. В этом лечебнике содержались сведения более чем о 1000 медицинских препаратов, 600 из которых были приготовлены на основе лекарственных растений, в том числе и пряностей.

На глиняных табличках Вавилона 4000 летней давности упоминаются специи и их свойства, в том числе целебные. Пряности широко использовались в древнем Китае.  Конфуций был увлечен исследованием пряностей. Говорится также, что китайские придворные (III в. до н.э.) сластили и освежали свое дыхание сухим бутоном гвоздики, который было предписано держать во рту во время разговора с императором. Римляне использовали специи довольно утонченно, сдабривая ими блюда и вина, применяя их как лекарство, в культовых целях, в качестве благовоний и в косметике. Когда полчища варваров вестготского короля Алариха обрушились в 408 году на Рим, они потребовали в качестве дани не только 5 000 фунтов золота, но и 3 000 фунтов черного перца, как еще большую драгоценность! Иначе они грозились затопить город.

К середине VIII  века владычество мусульман простиралось от Испании до границ Китая, полностью подчинив себе сухопутный караванный путь специй. Город Басра, основанный ими на побережье Персидского Залива в 635 году, стал важнейшим торговым центром пряностей. Арабские врачеватели смешивали пряности с персидским сахаром и приготовляли из них лечебные сиропы и эликсиры, прототипы будущих европейских бальзамов и микстур. В лечебных целях восточные целители широко использовали имбирь, черный перец, мускатный орех, гвоздику, корицу и кардамон.

Появление владычества турков на «пути пряностей», захват ими Багдада, безнадежно нарушили веками отлаженную торговлю Востока и Европы, лишив последнюю драгоценных специй. Считается, что это тоже была одна из веских причин Крестовых походов – необходимость возродить приток пряностей в Европу.

В Крестовых походах участвовали и многие независимые итальянские города, пытавшиеся забрать торговлю с восточными странами в свои руки. Наиболее удачливой в этом отношении оказалась Венеция. Благодаря расширяющейся торговле специями, шелками и драгоценными маслами, она вскоре стала самым блестящим средневековым городом мира. Определенный вес имела и Генуя. Из этих городов пряности путешествовали далее, через Альпы в Инсбрук и Базель, затем по течению Рейна в Северное море и Англию. Второй путь отклонялся от Инсбрука к Нюрнбергу, Лейпцигу, городам Балтийского моря и дальше – к вольному городу Новгороду. Венеция, благодаря дарованию ей Папой Иннокентием III исключительного права на торговлю с мусульманами, держала в своих руках выгодную торговлю пряностями вплоть до 1453 г., когда турки захватили Константинополь и перекрыли дорогу в Индию. С той поры могущество Венеции стало постепенно падать, хотя цены на специи по-прежнему продолжали расти.

 «…известные с древнейших времен перец и корица , и некоторые новые пряности, как пишет в своей великолепной книге «Все о пряностях» В.В. Похлебкин, — например, мускатный орех и мускатный цвет, которые были впервые использованы в Европе в качестве благовония на коронации императора Генриха IV. Надо отметить, что набор самых изысканных пряностей составлял особую мазь, известную под названием «благовонное священное миро», которым мазали при коронации лицо и руки королей, царей, императоров и других так называемых «помазанников божьих». В состав этой мази первоначально входило свыше 50, а с 1853 года — 30 пряностей, образующий столь прочный и стойкий аромат, что он сохранялся годами и даже десятилетиями. Находящийся в Москве в Оружейной палате Кремля пустой серебряный сосуд, в котором прежде хранилось миро, до сих пор издает приятный аромат, хотя в последний раз этот сосуд наполнялся миром в … 1894 году!»

С течением времени расцветают «столицы пряностей», сменяя одна другую: вначале ею становится Венеция, затем, после освоенного Васко да Гама нового морского пути в Индию, первенство в продаже пряностей перемещается в Лиссабон, Магеллану обязана Испания своим «золотым веком».  «Я делаю все возможное, чтобы попасть туда, где мне удастся найти золото и пряности» — писал в своем дневнике Х.Колумб.  Не избежал участи «столицы специй» и Амстердам, и, наконец, – «властительница морей» Англия. Закулисное дипломатическое соперничество этих стран, с непременным участием Папы Римского, «бряцание оружием» за пределами Европы, наконец — колониальные войны за право обладать «ароматным» золотом, дерзкие взаимные вылазки с целью не просто захвата «пряных» территорий и островов, а даже просто  семян, либо саженцев – все это сопровождает «путь пряностей» все средние века вплоть  до начала ХIХ столетия, когда  пряные растения, иногда с большим риском, в прямом смысле – с риском для жизни,  начали культивировать  более широко.

На сегодняшний день звучит, как анекдотический случай — организовывались грабительские набеги на плантации пряностей в чужих странах с целью похищения семян и саженцев. В 1769 году, губернатор Маскаренских островов, принадлежавших Франции, снарядил военно-морскую экспедицию для завоевания… гвоздики и мускатного ореха. После многих неудачных попыток французам удалось, наконец, высадить незаметно десант в голландских владениях и похитить проросшие семена. Пущенный вдогонку французам голландский флот не смог догнать легких французских судов и те благополучно доставили груз на Маскарены, и даже повторили эту дерзкую операцию на следующий год.

Сколько ожиданий, надежд и чаяний переживали «искатели пряностей», — об этом можно только догадываться, перечитывая строки дневника Х. Колумба: «Я верю, что на этой земле растет множество различных пряных растений и деревьев, которые представляют для Испании огромную ценность и, которые можно использовать в качестве красок и медицинских снадобий; однако, я не знаю, как определить их и это причиняет мне сильную боль». (С.Е. Морисон 1963 «Дневники Христофора Колумба»)

В Средние века специи были неслыханно дорогим товаром и пользовались большим спросом у тех, кто мог осилить их покупку. Среди самых дорогих специй были перец, шафран и корица. Две последние считались такой большой ценностью, что шафран, например, венецианским дожам запрещалось принимать в дар как нечто соблазнительно ценное, а корицу, наоборот, не стыдно было преподносить в качестве самого дорогого подарка папам, королям и императорам.

В средние века пряности, вследствие своей высокой стоимости, нередко заменяли собой золото в штрафах, контрибуциях и других платежах. Зерна черного перца использовались в качестве валюты для уплаты налогов, счетов, аренд и приданного. Так, горожане французского города Безье в XIII веке за убийства виконта Роже обязаны были уплатить налог размером в 3 фунта перца. Вероятно, тогда и зародилась французская поговорка: «Дорог, как перец». О поступке немецкого банкира Фугера рассказывали, как о неслыханной расточительности: он сжег перед королем Карлом V его долговые расписки с помощью пучка горящей корицы.

В эпоху барокко мода на изысканные восточные пряности царила при всех европейских дворах, сплетая в причудливые узоры предельно утонченные изыски вкуса и чувственную роскошь. Не оставались в стороне и разбогатевшие степенные мещане, появившиеся в Голландии и в немецких ганзейских городах.

Чтобы торговать пряностями в XIV-XVI веках требовалась сложная и длительная подготовка, причем кандидатов в торговцы утверждал сам королевский прокурор.

Исключительность пряностей обусловила частые попытки подделывать их. За подделку и любые мошенничества со специями были установлены строгие наказания. Во Франции за попытку подделки молотого перца в первый раз полагался штраф в 1 000 парижских ливров (почти 60 кг чистого серебра), а при вторичной попытке — полная конфискация имущества, закрытие торговли и арест. В Германии за подделку шафрана фальсификаторов либо сжигали, либо закапывали живьем в землю вместе с подделанным товаром.

С открытием новых морских путей в Индию Васко да Гама – генуэзца, служившего Португалии и португальца Фернана Магельяйнша, известного под именем Магеллана, присягнувшего королю Испании, специи беспрепятственно попадают в   Европу, но не становятся от этого дешевле и доступнее.

Европа была охвачена «золотой пряной лихорадкой». Порой, в целях искусственного поддержания высоких цен, даже уничтожался драгоценный груз, хранящийся на складах. Самое впечатляющее летнее событие Амстердама 1760 года – сожжение 8 миллионов фунтов (около 4000 тонн) мускатных орехов, гвоздики и корицы. Потрясенные горожане долго могли наблюдать желтоватое облако, источавшее тонкий, изысканный аромат чуть ли не на всю Голландию.

Считается, что Россия, лежащая совсем рядом с караванными путями, находилась в более выгодном положении.

По сравнению с Западной Европой в России, лежащей на полпути из Азии в Европу, цены на ходовые пряности были в это время сравнительно невысокими. В Москве в XVI-XVII веках килограмм черного перца стоил примерно 65 000 рублей (в пересчете на современные деньги), а килограмм имбиря — 120 000 рублей, в то время как килограмм кардамона стоил 555 000 рублей, а килограмм шафрана — 1 800 000 рублей.

Для европейской части России особое значение приобретает древний торговый путь из Индии и Персии. Тогда же появляется новый торговый путь из Китая через Монголию и Сибирь, по которому поступали пряности из Юго-Восточной Азии. Особенно стоит упомянуть в связи с этим бадьян (звездчатый анис), который получил название сибирского аниса.

С приходом эры научных изысканий и появлением дешевых химических ароматизаторов стоимость на пряности перестает исчисляться немыслимыми суммами.

Ароматы становятся более доступны и начинают следовать моде даже в кулинарии, но… это не касается истинных гурманов!

Поскольку настоящая алхимия вкуса, оттенки, тонкость, наслаждение и восторг вкусовых ощущений, когда вам хочется «смаковать лакомый кусочек», а не просто съесть его, по-прежнему присутствуют только в натуральных пряностях.

Старая индийская поговорка «Чем дешевле пряность, тем меньше в ней пряности» — актуальна и по сей день. Истинный знаток, ценитель «хорошего вкуса» легко отличит истинную пряность от пустой поделки, и безусловно — никогда не будет употреблять ее в пищу, поскольку просто-напросто уважает себя… элементарно. Уважает себя и творит сам свое настроение!

 Источники: В.В. Похлебкин «Все о пряностях», «Русская служба новостей»

 

© Автор директор Сангам Хербалс доктор Инна Ратхи